Как не быть хрустом. Советы начинающим байкерам

Текст является продолжением статьи «Советы московским водителям».
Тезисы основаны на личном опыте и здравом смысле, проиллюстрированы гифками.
Некоторые советы расходятся с общепринятыми в байкерской среде. Осторожно, в тексте встречается мат, а также слова «хрусты, долбоебы и мудаки» в одном предложении.

Сразу признайтесь себе, зачем вы покупаете мотоцикл. Если затем, чтобы нарушать правила и считать себя лучше других, то так и скажите себе. Тогда мои советы не для вас, можно дальше не читать.
Также не даю советов о пилотировании. Во-первых, сам я не учился в мотошколе и не отрабатывал приемы на треке. Во-вторых, об этом уже написано много на форумах и в книгах, а отрабатывать лучше с тренером.


Обо мне: 32 года, опыт езды на мотоцикле — 4 сезона. Первый год на «ёбрике» (Yamaha YBR125 — лучший мотоцикл для начинающих, на мой взгляд). Второй и последующие — на сибихе четырехсотке (Honda CB400SF). В основном по Москве, есть пара дальняков, довольно много проездил с пассажиром.

В прошлом году мотоцикл я продал, а экипировку повесил на стену.
То есть меня не назовешь опытным байкером, авторитетом давить не могу.
Но у меня есть и плюсы: благодаря аккуратной езде я не попадал в аварии. Только один раз разложился на проселочной дороге, упал в кусты. Отделался разбитым стеклом на панели спидометра. Вот и все приключения.

Мотоцикл это круто. Это мечта детства, о чем тут говорить? Детские мечты надо осуществлять, я думаю.

Когда я еду на мотоцикле, чаще всего я чувствую себя так:

Женщины любят байкеров, это факт.

Но давайте по порядку. Что нас ждет на пути к обладанию мотоциклом.


1. Водительский опыт

По моему мнению, перед тем как ездить на мотоцикле в Москве, хорошо бы поездить в Москве на автомобиле хотя бы несколько лет. Это наверное основной совет по безопасности. Умение перестраиваться, оценка дорожной ситуации, знание типичных опасных ситуаций — весь этот опыт лучше приобретать, когда тебя защищает кузов и ремни безопасности.

Мелкая авария на машине — это потерянное время на оформление дтп и возня со страховой.

То же самое на мотоцикле заканчивается больничкой или хуже. Часто со сбором средств на лечение или сразу на памятник с оградкой. На форуме напишут, что вы были таким молодым.

Хочется покатушек? Купи машину и научись ездить сначала на ней.

2. Права категории А

Не надо ездить без прав. Считайте это испытанием для мужчины: получить законным путем нужную категорию.
Как я сдавал теорию и вождение.

И не придумывайте отмазок. «Я вначале научусь, а потом права получу» «Покатаюсь пока так, а то пока права получу, полсезона пройдет». Покатайся на самокате тогда полсезона. Или в мотошколу походи.

3. Страховка и постановка на учет

Мотоцикл куплен — езжайте получать номера. Решительно нет причин, чтобы не сделать нормальные документы.
У меня нет прописки в Москве, поэтому мотоцикл оформлял на девушку. А дальше все просто.
Диагностическая карта (бывший техосмотр) делается в миллионе пунктов ТО или тупо покупается там же, где страховка. Потом записываетесь в любое МРЭО через госуслуги и за 30-40 минут получаете номера.
Байкеров останавливают редко. Обычные гаишники на патрульных машинах и на постах вообще редко интересуются мотоциклами.
Но ездить спокойно, когда у тебя все документы в порядке — бесценно.

4. Экипировка

Все знают, что нужна экипировка. Но многие откладывают ее покупку на потом. Я тоже так сделал. В первый сезон надевал только шлем и перчатки. А второму номеру отдавал еще черепаху и наколенники. Но к следующему сезону исправился: спортивные мотоботы для каждого и 2 комбеза. Плюс термобелье.

Нет лишних 40-60 тысяч на экипировку? Потому что впритык хватает на мотоцикл? Не покупай мотоцикл, отложи покупку до следующего года. Походи в мотошколу.

Говорят, что падать придется всем. Многие думают, что их падение будет выглядеть так:

Чувак в футболке был и ничего! Ну-ну.

Проведите эксперимент во дворе. Лягте на асфальт и попросите вашего друга протащить вас 20 метров за ноги. Как ощущения? Теперь представьте это на скорости.

На всех форумах побывавшие в авариях пишут: «всегда надевайте полную защиту, даже когда едете недалеко» и никто не пишет «как хорошо, что на мне не было экипировки, ветер приятно продувал мою футболку, теперь полгода лечиться в больнице, лодыжку восстанавливать будут за 8 операций».

Переодеваться в броню это геморрой. В жару это гарантированное мокрое термобелье. Стирать его нужно каждый день. Подругу просто так не заберешь с работы — изволь каким-то образом захватить комплект брони и для нее.

Вот бы заранее знать день, когда попадешь в аварию, чтобы надеть броню только в этот день. А в остальное время кататься налегке. Здорово было бы, правда?

Все это касается и самых коротких поездок:

5. Движение в потоке

Наиболее радикальный совет, который я дам: нужно ездить в потоке. Занимая свое место в полосе наравне с машинами. А не в междурядье.
Когда я покупал мотоцикл, то естественно на всех форумах читал совет новичкам: ездить в междурядье на 20% быстрее потока машин. Типа так безопаснее.
И вот я начал ездить. И тут же мой прежний водительский опыт (10 лет) восстал против попыток следовать этому совету.
(к тому же 125 кубиков мощности не располагают к быстрой езде).

Водитель машины, который все время едет на 20% быстрее остального потока — это шашечник. А шашечники — мудаки. Почему с байкерами должно быть иначе?

На форумах объясняют, что если ты едешь быстрее потока, то можно меньше заботиться о дорожной ситуации. Типа достаточно контролировать только те машины, что впереди тебя. Да как бы не так!

Это когда ты едешь в потоке в своей полосе со скоростью полосы — вот тогда ты действительно можешь расслабиться и посматривать за обстановкой впереди.

В сферических идеальных условиях, когда поток машин едет и не дергается, можно все время обгонять машины и не париться. Но в реальности этот поток постоянно перемешивается. А сзади вас догоняют и обгоняют такие же шашечники, но уже на четырех колесах.

Чтобы опережать поток, нужно перестраиваться и обгонять. А это маневры, с сопутствующими рисками. Тут и возникает типичная ситуация, когда байкера «не видят».
Конечно, если он едет быстрее левой полосы на 20%, то насколько он быстрее полосы справа? А насколько он быстрее чувака из средней полосы, который решил перестроиться? Ясен хрен, тебя не увидят, если автомобиль занят своим маневром, а ты едешь быстрее него на 50-80 км/ч!

Сами мотоциклисты это понимают. Частое перестроение — признак шашечника. Поэтому они решают обгонять поток без перестроений. Просто едут в междурядье быстрее машин слева и справа. Как будто это выделенная полоса для мотоциклов. Но автомобили-то не в курсе!

Еще аргумент для езды в междурядье: в экстренной ситуации можно оттормозиться и не въехать в зад автомобилю. Логично. Только может дело в соблюдении скорости и дистанции?
Тормозной путь у мотоцикла меньше и у меня ни разу не возникало проблем с торможением, когда поток замедляется.

Единственный здравый аргумент который приводят: когда ты едешь скромно в своей полосе, то тебя не замечают, и могут начать в тебя перестраиваться. Как будто тебя нет в этой полосе, и между машинами пустое место. Так вот, мой опыт показывает, что это выдуманная опасность. За 4 года я наблюдал только одну такую попытку. Я бибикнул и чувак убрался обратно в свою полосу.

Хуй знает. Мне кажется, все дело в том, что в основном мотоциклы и покупают, чтобы ездить быстрее всех и плевать на других участников движения. А уже под это стремление подстроена теория «обязательно обгоняйте остальных на 20%».

Ожидание:

Реальность:

Чувак отлично ехал в междурядье и контролировал ситуацию, пока не встретился с таким же обгонщиком и контролером ситуации. Спасибо, что второго не размазало под колесами грузовика и я теперь могу использовать эту гифку.

Итого. Мой вывод. Концепция «обгоняйте поток на 20% во что бы то ни стало» сама по себе служит причиной аварийных ситуаций. Попробуйте не суетиться и спокойно ехать в своей полосе — сразу получите другие ощущения.

6. Скоростной режим

Несоблюдение скоростного режима — основная причина смертей, на мой взгляд.
Я тут искал разную статистику. Байкеры составляют 6-7 процентов к общему числу жертв ДТП. Но поскольку байкеров меньше, чем водителей авто и пассажиров, то в пересчете на километраж смертность у мотоциклистов в 20-30 раз выше.

Три четверти мотоаварий: это столкновения мотоцикла с автомобилем. И мотофорумы полны жалобами на водителей авто. Водятлы не видят мотоцикл, не уступают дорогу, поворачивают налево неожиданно, внезапно перестраиваются и т.д. Ну то есть, ведут себя как обычно.
А когда смотришь мотоаварии на ютубе, поражаешься: ну куда же вы так несетесь, мотобратья? Ну ладно, пустой МКАД или ночная трешка. Но по жилой улице зачем? Через перекресток зачем?
Мимо станции метро, с вечной движухой из маршруток, таксистов и перебегающих пешеходов?

Реально, вместе с договором купли-продажи мотоцикла некоторым нужно вручать жетон хруста, а также удостоверение долбоеба и мудака.

Высокая скорость во-первых сама по себе порождает опасную ситуацию, во-вторых не оставляет времени, чтобы выбраться из этой ситуации живым:

А вот тут повезло:

7. Проезд через пробку

А вот это то, чем хорош мотоцикл. Подъезжаешь к пробке на светофоре, аккуратно просачиваешься и едешь дальше.
Если пробка на несколько километров, то вспотеешь, пока проедешь, но тоже нормально. Душу греет мысль, что ты на эту пробку тратишь 15 минут, пока машины будут выбираться из нее 2 часа.

В стоячей пробке я не еду между машин быстрее 20-30 км/ч. Чтобы подобное не стало сюрпризом:

Или так. Стоит учитывать, что как только поток тронулся и расстояние между машинами увеличилось, тут же найдутся желающие перестроиться. А байкер не учел этот момент:

Лучше всего в пробке пробираться между крайней левой и второй полосой. Тут чаще всего едут байкеры, тут лучше коридор, тут вас чаще ожидают встретить.

Бывает, что через пробку пробираются мотоциклисты смелее меня — в этом случае я пропускаю их и пробираюсь дальше уже за ними.

8. «Мотополоса» на МКАДе

Участки МКАДа, которые глухо стоят, удобно проезжать по полосе между отбойником и крайним левым рядом. Однако правовой статус «мотополосы» неясен.
Как-то я целое лето ездил на работу через МКАД и эта полоса очень выручала. Но в прошлом году меня тормознул мотобатовец, выписал штраф на 500 рублей и сказал больше там не ездить. Как будет в этом году, не знаю.
Видимо, статус определяется не правилами (по правилам там ездить нельзя), а текущим указанием руководства ГИБДД.

По моему мнению, стоило бы разрешить мотоциклистам ездить по этой полосе. Только ребята, давайте не больше 60 при стоящем потоке справа. Хоть там и достаточно места, но машины периодически дергаются.

Будьте также внимательны, когда вылезаете из пробки в эту полосу — сзади может вылететь такой же мотобрат.

То же самое касается проезда пробок на трешке и крупных проспектах. Я всегда осматриваюсь в поисках такого же мотоцикла, когда вылезаю из-за машины в междурядье.

9. Приветствие байкерам

Это прикольная фишка. Всегда машу рукой или киваю другим мотоциклистам.

Когда с тобой здороваются или кивают, это греет душу. Трогаешься со светофора и улыбаешься.

Только у меня бывало, что отвлекался на байкера и чуть не влетал в попутную машину. Аккуратнее.

10. Прохождение поворотов

Может быть неприятным открытием для новичков. Стоит чуть ошибиться со скоростью в повороте, как уже трудно будет вписаться.

При прохождении поворота в наклоне на асфальте может попасться песочек, тогда дело тоже закончится падением.

В общем, я в основном просто снижаю скорость на поворотах и прохожу их как старпер.

11. Разметка, песок, снятый асфальт

Сюда же трамвайные пути, лежачие полицейские и т.д. Все проблемы дороги, которые не являются проблемой для машин, например.
Об этом лучше меня написано в других местах.

Общий принцип: любой скользкий участок надо проезжать прямо и с равномерной скоростью. Торможение-ускорение или маневрирование приводят к падениям.

Продольные препятствия (рельсы, граница снятого асфальта) пересекаем под прямым углом.

Только не так:

12. Педагогическое отламывание зеркал и т.д.

Сам я никогда так не делал. Да и не конфликтовал на дороге ни с кем особо.

Периодически водители авто не одобряют моей манеры езды в своей полосе. Раз в год находится мудак, который решает, что я не могу занимать целую полосу, а должен двигаться в потоке в междурядье. Но я как-то не стремлюсь развивать диалог.

В общем, ориентируйтесь на свое чувство справедливости и правоты. Чтобы не вышло, как у этого хруста:

13. Водите по-человечески

Держите дистанцию, не обгоняйте справа, не пытайтесь проскочить на желтый — все о чем можно просить водителей авто, относится и байкерам, по моему мнению.

Будьте людьми и оставайтесь живыми.


Буду рад дополнениям и замечаниям в комментах. Если что-то упустил, добавлю в статью, снабдив иллюстрацией. Спасибо!

Еще по теме:

Поделиться
Отправить