Советы московским водителям

Ниже 16 советов, проиллюстрированных гифками.
Советы даю исходя из того, как езжу сам. И исходя из тех принципов, которых сам придерживаюсь.
Осторожно, трафик.

Немного о моей водительской практике

Я рос в маленьком городке. Отец впервые дал порулить машиной, когда мне было 6 лет. Дальше когда я немного подрос и стал доставать до педалей, то сидел у отца на коленях, рулил и газовал, а он переключал передачи. А в 12 лет я уже самостоятельно ехал на водительском месте, а отец сидел рядом. Это были сельские дороги, и в основном проселочные. У нас были пчелы, на пасеку нужно было ездить несколько раз в неделю. И как только выезжали из города, я пересаживался на водительское сиденье и ехал до пасеки. На москвиче отсутствовала звукоизоляция салона, поэтому любой перебор газа был хорошо слышен. Это приучало аккуратнее работать газом и плавно переключать передачи.

В общем, трудностей в управлении машиной у меня не было. Когда исполнилось 18, я уже через несколько дней получил права.

Но ездить на собственной машине стал в 21 год.
Тогда я провел лето в Америке, где устроился водителем социального такси. Можно сказать, что там приучился ездить по многополосным дорогам.
В Москве в первое время было страшновато ездить, но потом я понял, что Москва не намного страшнее Бостона.
За последние десять лет у меня было 3 машины. Но с перерывами (в Москве), немного поездил по России. Сюда можно приплюсовать 3 сезона езды на мотоцикле.



За все время ни разу не попадал в аварию, даже в мелкое дтп.

Советы ниже могут показаться самоочевидными. Или излишне параноидальными. Или старперскими. Оно немудрено. Я вожу как отец. Я не тороплюсь. Не стараюсь выгадать лишние секунды на светофоре, чтобы потерять их на следующем. Или приехать домой на 30 секунд раньше.
Отец научил меня достоинству. Основа моих советов: здравый смысл, помноженный на чувство собственного достоинства.

Дергаться на дороге, суетиться, влезать вперед всех, вести себя непредсказуемо — ниже моего достоинства. Вот и все.

И еще. Среди московских водителей много мудаков. Многие из моих друзей водят, как мудаки.
Они хорошие люди. Просто не считают такой свой стиль вождения чем-то плохим. Просто почему-то не переносят чувство собственного достоинства из обычной жизни на дорогу. Возможно, некоторые рассуждения заставят их задуматься.

Каждый совет постарался проиллюстрировать примером. Поехали.

1. Стремитесь ехать со скоростью потока

Самоочевидный совет, который даже прописан в ПДД.

Новички часто едут медленнее, чем остальные машины в полосе. Что создает неудобства как людям, двигающимся в той же полосе, так и в соседних. Из-за «облака перестроений», которое образуется после такого водителя. Это называется «тошнить в среднем ряду». Еще хуже, если вы тошните в крайнем левом.
Это одна из основных претензий новичкам. Но они учатся довольно быстро, поэтому это не страшное преступление.
Как понять, что вы едете со скоростью потока, если скорости в полосах разные?
Многополосная дорога. 3-е кольцо, МКАД или крупное шоссе. Если вы едете в своей полосе, обгоняете тех, кто едет справа, двигаетесь медленнее тех, кто едет слева, и при этом сохраняете постоянное расстояние до тех, кто едет впереди вас — вы все делаете правильно.

2. Стремитесь уменьшить количество маневров

Это ключевая мысль в моей идеологии.

Перестроение в соседнюю полосу — это маневр. Авария чаще всего случается при выполнении маневра. Уменьшайте количество маневров.
Выберите полосу по своему вкусу. Там где едут со скоростью, которая вас устраивает. И езжайте спокойно в потоке. Если впереди в вашей полосе машина движется медленнее потока — ну обгоните ее и вернитесь в свою полосу. Только сделайте это слева, пожалуйста.

На перестроение лучше выделить себе 5-10 секунд. На то, чтобы проверить соседнюю полосу, включить поворотник, выждать 1-2 секунды, проверить слепую зону (поворотом головы) и не торопясь перестроиться. Не впрыгивайте в соседнюю полосу. Плавное перестроение дает возможность отыграть назад, если вас вдруг начнет опережать машина, которую вы не заметили. Плюс плавное перестроение делает вас предсказуемым на дороге.

Иногда в слепой зоне может уместиться целый трамвай:

Лучшая полоса для спокойной езды — средняя.
Не ездите в крайней правой полосе. Даже если вы новичок и едете медленно. Тем более, если вы новичок. В правой полосе все время какие-то засады случаются. Автобусы выезжают с остановки. Припаркованные машины. Другие водители останавливаются ВНЕЗАПНО и по своему усмотрению. Лучше подальше от этих движений держаться.

Также не стоит долго ехать в слепой зоне машины из соседней полосы. То есть почти наравне с соседней машиной и с одинаковой скоростью. Когда вы его догоняли, он о вас помнил. Если вы некоторое время едете на одном уровне с ним, вас уже могут забыть. Он может внезапно начать перестраиваться, посчитав, что вы давно уже уехали. Так что машину с соседней полосы лучше или опередить или чуть отстать.
И еще раз повторю совет — проверяйте свою слепую зону при каждом перестроении.

3. Держите дистанцию. Увеличивайте дистанцию при увеличении скорости

Очень большая часть московских водителей не держит дистанцию.
Когда вы стоите на светофоре — то все стоят тесно. Как тронулись — увеличивайте расстояние до машины впереди. На скорости 80 не может быть такой же дистанции, как на 60.
А многие как пристроились в 10 метрах, так и сохраняют такую дистанцию вне зависимости от скорости.
Если все идет хорошо, то ничего страшного не произойдет. Но ведь мы не контролируем все. Машина впереди вдруг резко затормозит по понятным только ей причинам. Вы не успеете среагировать и столкнетесь.
Т.е. мы держим дистанцию как буфер и запас, понимая, что не все на дороге зависит от нас.

Из-за малой дистанции много аварий на пустом месте — просто на многополосной дороге, как только поток становится чуть оживленнее. Там и скорость была небольшая. Стоят потом эти бедолаги, загородив полосу.

Не держал дистанцию (и при этом возможно не видел машину справа в соседней полосе):

4. Скоростной режим. Сбрасывайте скорость

На поворотах. Потому что можно банально не вписаться:

Потому что не видно, что впереди:

Сбрасывайте скорость, когда замечаете движуху. Движуха происходит у станций метро, парковок торговых центров, остановок и пр. Там обязательно найдутся таджики на нексиях, которые живут и водят в другой реальности. Лихие маршрутчики, смелые пешеходы и т.д. Лучше быть настороже.

Сбрасывайте скорость, когда в соседних полосах машины притормозили, а вы не поняли, почему:

Не ускоряйтесь на перекрестке или подъезжая к перекрестку. Большое число аварий случается на перекрестках, хотя казалось бы скорость там у всех небольшая.
Проскочить на желтый свет. Один считает делом чести проехать на остатки мигающего желтого. А для другого дело чести выскочить не глядя на загоревшийся зеленый. Перекресток сам по себе может быть широкий, долго пересекать. В поперечном потоке из разных рядов вырываются гонщики, которые ничего не видят из-за соседних машин. И тут им в бочину прилетает любитель проскочить на желтый.
Вот они нашли друг друга:

И часто аварии происходят на перекрестке с теми, кто поворачивает налево.
Не стоит недооценивать скорость встречной машины.
Один гнал, второй недооценил:

Опасайтесь слишком свободной полосы. Особенно когда соседняя заставлена очередью машин. Даже если на светофоре вам надо налево, крайняя левая полоса свободна, а основной поток стоит — не торопитесь нестись по этой свободной полосе к перекрестку. Очень часто в стоящем потоке найдется мудак, который решит всех перехитрить и вылезет на полосу для поворота налево. А вас он если и увидит, то подумает, что вы притормозите. Это к бабке не ходи.

UDP (из комментариев) Не выворачивайте заранее руль, когда собираетесь повернуть налево. Если сзади прилетит машина, которая даже успеет оттормозиться, то от легкого столкновения вас вынесет на встречку.
На гифке водитель ошибся с полосой, выкрутил руль. В итоге встречка, трупы.

5. Не обгоняйте справа. Реально. Не будьте мудаком

Любишь обгонять справа? Не удосужился посмотреть, почему чуваки в средней полосе притормозили? Вот тебе чайник, который повернет направо из второй полосы:

Любишь ускоряться в правой полосе на МКАДе? Однажды получишь вот такой нежданчик:

Вот чувак обгонял справа, занесло на гравии:

6. Не вылезайте за стоп-линию на перекрестке

Я вот не понимаю, зачем водители так делают. Зачем дергаются перед включением зеленого, зачем выдвигаются и дальше лезут на середину дороги, продвигаясь по полметра, пока все еще горит красный. Так быстрее время пройдет? Быстрее зеленый загорится?
Это мелочь конечно, но просто часть культуры. Пешеходам, опять же, не очень приятно обходить стоящие на зебре машины.

7. Шашечники — мудаки

Да, они есть среди моих друзей, я могу показать пальцем. И решительно утверждаю, шашечники — мудаки.
Это называется «агрессивное вождение». Движение гораздо быстрее потока и с перестроением через несколько полос без поворотников. В Европе за такое наказывают.
У нас нет.
Они сами себя оправдывают тем, что типа умелые водители и контролируют ситуацию.
Пока все остальные машины в потоке держат дистанцию и не дергаются, такая езда в принципе проходит без последствий.
Но это до первой (третьей, десятой) экстренной ситуации, когда 2-3 фактора наложатся вместе. И дай бог, если шашечник убьется сам, а не убьет окружающих.

8. Снижайте скорость в спальном районе

После трассы или скоростной дороги сознательно заставьте себя ехать медленнее по жилому району.
Есть известный психологический эффект. После езды по скоростной дороге, где вы мчались 110-130, скорость 80 км/ч покажется вам черепашьей. Эффект наблюдается вечером в спальных районах. Чуваки только что мчались по Каширке или Варшавке, заехали в свой район, практически в жилую зону. И продолжают нестись от перекрестка до перекрестка со скоростью под сотню. Ну зачем? Вам ведь всего 3-5 минут осталось до дома?

Как пешехода, меня такие водители возмущают. Которые гоняют по спальному району. Вот я наступил на зебру. До машины очень далеко. Водитель меня видит. Ему надо мне уступить. Но он продолжает лететь с бешеной скоростью, чтобы перед самой зеброй эффектно затормозить и пропустить меня. Я все это время жду, потом начинаю переходить. Почему нельзя было сбросить скорость заранее, чтобы я спокойно перешел? Не пришлось бы полностью останавливаться.
Некоторые водители еще и не дожидаются, пока я на зебре середину дороги преодолею. Объедут меня и дальше по газам, скажи спасибо, что ноги не отдавили. Вот зачем так делать?

9. Учитывайте фактор темноты

В Москве слава богу большая часть дорог освещена. Если дорога не освещена — снижайте скорость.
Если пешеход в темной одежде попадает в свет фар и ваша скорость больше 60 км — перед ним уже не получится затормозить.

10. Опасайтесь дорожных работ

В Америке я удивлялся тому, что во время дорожных работ всегда присутствует как минимум одна патрульная машина с постоянно включенной мигалкой — включая дневное время. А часто этих машин несколько и полицейские дежурят со светоотражателями.
У нас с оповещением о дорожных работах хреново. Перегородят полосу, а узнаешь об этом за 50 метров (см. гифку выше).
Бывает еще снятый асфальт (критично для байкеров), незаделанные ямы и т.д. Спасение все то же — скоростной режим и дистанция.

11. Смс-ки за рулем. Это вообще пиздец

Переписываюсь в контакте с человеком. Пишет мне длинные ответы. А потому узнаю, что он за рулем в этот момент.
Еще хуже. Сижу на пассажирском сиденье. Едем по трешке. Водитель получает смс-ку и начинает отвечать (прибавьте к этому пункт о дистанции). Поседеешь, блин.
Понятно, что в 99 случаях из 100 все обойдется («я опытный водитель, я все контролирую»). Ага. А в случае нештатной ситуации ваше подглядывание в телефон будет еще одним фактором, который в итоге приведет к печальным последствиям.

Помимо сообщений в контакте многие еще любят вбить адрес в навигатор прямо во время езды, пролистать музыку, покопошиться в сумочке и т.д.

Вот, мужик поглядывал краем глаза в телефон, ничего не предвещало:

Сюда же разговоры с пассажирами. Или вопли детей. Не позволяйте себя отвлекать.

12. Дождь. Не водите в дождь так же, как в сухую погоду

Снижайте скорость. Осторожнее при поворотах одновременно с разгоном или торможением — занесет.

Торможение или разгон, когда колеса на скользком покрытии (разметка, трамвайные пути, песок-гравий) чревато потерей управления. Байкеры об этом знают прекрасно, потому что очень легко упасть, а водители редко задумываются, потому что есть 4 колеса. Если заскользят два или больше — велик риск, что машину развернет и вынесет.
Бывает и вот так:

Много разметки на реверсивных полосах, а там как раз и скорости самые высокие — будьте аккуратны в дождь.

Если на большой скорости въехать в лужу — может случиться аквапланирование. Даже у тяжелого грузовика:

13. Зимой будьте еще аккуратнее

В принципе те же правила, но еще строже требования к скорости и дистанции. Это в Москве, где дороги чистят
В других городах или в Москве после снегопадов еще хуже. Маневр, который вполне удался бы летом, зимой получится так:

14. Как не погибнуть в дальней поездке

Во время дальних поездок или поездок за город не останавливайтесь на обочине. Для кратких остановок, чтобы достать что-то из багажника или сбегать в кусты — лучше найти специальный карман или свернуть на прилегающую дорогу. На обочине велик шанс поймать летуна.
Скорости на трассе нешуточные.

Вот тут обочинщик правда сам нашел свое счастье и никому не повредил:

Если едете ночью — на пассажирском сиденье должен ехать человек, который не спит. Т.е. ведут машину на самом деле двое. Это помогает.
Ну и перерыв каждые 2 часа, чтобы размяться. Иногда лучше вообще остановиться и поспать, чем продолжать ехать. Это тяжело сделать, потому что стыдно признаться. Даже самому себе. Не будьте мужиком, поспите.
Вот тут водитель не послушался и уснул днем:

Обгоны. Не переоценивайте силы. Встречный автомобиль может двигаться быстрее, чем вы думали.
Вот мудак подставил ни в чем не виновных людей:

15. Аккуратнее открывайте дверь со стороны дороги:

Маленький совет по поводу хрустов (поскольку я еще и на мотоцикле езжу) —


Фатализм по-пацански

Есть куча факторов, от которых не застрахуешься. Например, от того, что оторвется колесо у встречного грузовика:

Т.е. всегда можно оправдать свое неосмотрительное поведение на дороге фатализмом. Типа «чему быть, того не миновать».
Угу. Посади перед собой своего ребенка и скажи ему — знаешь, сынок, папа решил быть фаталистом и пофигистом за твой счет.
Это не мой выбор, я предпочитаю не обманывать себя.


16. И последнее. Благодарите аварийкой

Это простой жест, который вам ничего не стоит. А другому человеку станет теплее.
На дороге мы часто не воспринимаем других водителей как таких же людей. Если вас любезно пропускают — махните рукой, кивните головой, поблагодарите аварийкой. Будьте людьми. В совокупности эти маленькие жесты приводят к тому, что культура вождения в России улучшается (хотя штрафы и камеры более действенны, конечно).

Единственное, не стоит благодарить аварийкой, если вы объехали очередь на светофоре и нагло влезли в поток. Например, по полосе, которая предназначена только для поворота, а вам надо прямо. В этом случае ваше моргание аварийкой будет лицемерием и издевательством.
Не надо так, лучше оставайтесь мудаком и сделайте лицо кирпичом.

О хорошем

О не мудаках. Гифки под тегом «Все правильно сделал»:

Вот фургон специально подрезал чувака, обгоняющего справа (не обгоняйте блять справа), чтобы тот не влетел в препятствие:

На этом пока все. Водите себя хорошо.


Текст мой. Большую часть гифок взял из журнала http://masterok.livejournal.com/

Еще по теме:

Поделиться
Отправить